Поможем написать любую работу на подобную тему
Реферат
Экология и история ее развития. Место экологии в системе естественных и социальных наук. Методы экологических исследований.
От 275 руб
Контрольная работа
Экология и история ее развития. Место экологии в системе естественных и социальных наук. Методы экологических исследований.
От 280 руб
Курсовая работа
Экология и история ее развития. Место экологии в системе естественных и социальных наук. Методы экологических исследований.
От 800 руб
Экология и история ее развития. Место экологии в системе естественных и социальных наук. Методы экологических исследований.
«Экология» (греч. оikos – дом, жилище, местообитание, убежище и logos – наука, знание) – т.е. наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. (Слайд 1). Термин «Экология» был предложен в 1866 году немецким ботаником, профессором Йенского университета Эрнстом Геккелем (1834 – 1919), как название раздела биологии, изучающего взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. (Слайд 2). В своем труде «Всеобщая морфология» (1866) он писал: «Экология – это познание экономики природы, одновременное исследование взаимоотношений всего живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая антагонистические и неантагонистические отношения животных и растений, контактирующих друг с другом».
Экология прошла долгий путь становления. Каковы же его основные вехи.
1 этап – накопление практических знаний о животных и растениях, местах их обитания, их отношениях первобытным обществом и передача этих знаний в устной форме, а также в виде наскальных рисунков. (Слайд 3).
Становление экологии на заре человечества
(по К.М. Петрову, с дополнениями)
Годы |
Автор |
Регион, страна |
Экологическая информация |
3 млн л.н. до н.э. |
Первобытное общество |
Восточная Африка, позднее ближний Восток, Кавказ, Восточная Европа |
Присваивающая форма хозяйства (собирательство, охота). Производящая форма хозяйства (земледелие, животноводство). Возникновение антропогенного ландшафта вблизи мест обитания людей, уничтожение некоторых видов животных, выжигание лесов. Введение в культуру всех основных видов с/х растений, одомашнивание животных. Рост численности, быстрое расширение ареала обитания, накопление информации о природных объектах, ускоряющиеся темпы развития, возникновение рас. |
2 этап – возникновение древнейших цивилизаций, продолжение накопления практических знаний об окружающем мире и описание наблюдений.
Так в поэме великого поэта Вергилия «Георгики» давались практические советы по сельскому хозяйству:
А с промежутками в год – труд спорый;
Лишь бы скупую почву вдоволь питать навозом жирным,
А также грязную сыпать золу поверх истощенного поля,
Так, сменяя плоды, поля предаются покою.
Пьер Тейяр де Шарден (1987) выделяет 5 очагов возникновения первых цивилизаций:
1. Нил и Месопотамия с Египтом и Шумером;
2. Долины Ганга и Инда с цивилизациями Индии;
3. Бассейн Желтой реки (Хуанхэ) с китайской цивилизацией;
4. Центральная Америка с цивилизациями Майя;
5. Острова тихого и Индийского океанов с полинезийской цивилизацией. (Слайд 4).
Календарь становления экологии как науки в древние века
(по К.М. Петрову, с дополнениями)
VI-IV вв. до н.э. |
|
Древняя Индия |
Эпическая поэма «Махабхарата» и «Рамаяна» – описание образа жизни и места обитания около 50 видов животных. |
490 – 430 гг. до н.э. |
Эмпедокл из Акраганта |
Древняя Греция |
Рассмотрел связь растений со средой. |
384 – 322 гг. до н.э. |
Аристотель |
Древняя Греция |
«История животных» – привел классификацию животных, имеющих окраску, связанную с условиями жизни. |
372 – 287 гг. до н.э. |
Теофраст (Феофраст) |
Древняя Греция |
«Исследования о растениях» – описал около 500 видов растений и их сообществ. |
79 – 23 гг. до н.э. |
Плиний старший |
Древний Рим |
«Естественная история» – обобщил данные по зоологии, ботанике, лесному хозяйству. |
Уже на этом этапе покорения природы человеком возникли первые экологические проблемы, отраженные в работах древних философов.
Лукреций Кар писал:
И уже пахарь-старик, головою качая, со вздохом
Чаще и чаще глядит на бесплодность тяжелой работы,
Если же с прошлым начнет настоящее сравнивать время,
То постоянно тогда восхваляет родителей долю.
И виноградарь, смотря на тщедушные, чахлые розы,
Век, злополучный, клянет и на время он сетует горько,
И беспрестанно ворчит, что народ, благочестия полный,
В древности жизнь проводил беззаботно, довольствуясь малым,
Хоть и земельный надел был в то время значительно меньше,
Не понимая, что все дряхлеет и мало-помалу,
Жизни далеким путем истомленное, сходит в могилу.
3 этап – период средневековья, прошел под влиянием различных религиозных конфессий, определяющих мораль, философию, этические и эстетические нормы и др. Несомненной ценностью этого периода является то, что силой всех религий является призыв к духовному совершенству, признании гармоничности созданной творцом природы. Но природа воспринималась как неоскудевающая дающая длань господа. Активно развивается сельское хозяйство, однако, это развитие идет по экстенсивному пути: активно вырубаются леса под земледелие, ради топлива, строительства домов, кораблестроения, металлургии. Жители говорили, что становится все больше «земель с ободранной шкурой».
На рубеже 13 – 14 вв. экологическая ситуация в Европе осложняется, т.к. возможности экстенсивного пути развития земледелия оказались исчерпанными.
Оборонительные стены ограничивали рост городов. Увеличивалась скученность людей, мусор и нечистоты выливались прями на улицы, отсутствовала канализация, что приводило к загрязнению грунтовых вод. Все это способствовало распространению эпидемий, резко снижающих численность населения. Так, в годы чумы 1346 – 1353 вымерло от 20 до 50% всего населения Европы (Бондарев, 1996).
Науки занимались обоснованием и прославлением мудрости творца. Изучение природы на этом этапе практически не осуществлялось. Большая часть знаний, накопленных греками была утрачена еще с разрушением знаменитой Александрийской библиотеки Юлием Цезарем в 48г. До н.э., окончательно библиотека была сожжена арабами после падения Римской империи в 642г. н.э.
4 этап – эпоха Возрождения (ренессанса) положила начало новому этапу в развитии мировой культуры и сформировала новые отношения человека к природе. Это период великих географических открытий. Раздвигаются рамки известного мира, происходит невиданное накопление фактического материала в различных областях естествознания, начинается активное изучение человека и природы. Открыт морской путь из Европы в Индию (Васко-да-Гама); Христофор Колумб достиг Багамских островов; Магеллан совершил первое кругосветное путешествие, Америго веспучи объездил и описал материк, названный в последствии его именем; Бальбоа перешел Панамский перешеек и открыл Великий (Тихий) океан. Ширились торговые связи с Востоком.
Френсис Бекон (англ.) писал «… дальние плаванья и странствия (кои в наши века участились) открыли и показали в природе много такого, что может подать новый свет философии».
Распространению знаний способствовало начатое Иваном Федоровым книгопечатанье. В 1552г. Иван Грозный велел «землю измерить и чертеж государства сделать». Этот чертеж охватывал огромную территорию от Студеного до черного моря и от Котлина озера (Финского залива) до Оби. В 1627 году был составлен еще один «новый» чертеж государства и к нему написана обширная объяснительная записка «Книга Большому чертежу».
5 этап – век просвещения 17 – 18 вв. – обобщение большого накопленного ботанического и зоологического материала, прямые наблюдения в природе. Креационизм сменяется трансформизмом, позднее возникает натурфилософия. Возникает эволюционное учение. Проследим логику развития основных экологических идей. (Слайд 5).
Календарь становления экологии как науки в эпоху просвещения
(по К.М. Петрову, с дополнениями)
1749 |
Карл Линней |
Швеция |
«Экономика природы» – описал типологию местообитаний. Основы систематики. |
1749 |
Жорж Бюффон |
Франция |
«Естественная история» – высказал идеи изменчивости видов под влиянием среды. |
1798 |
Томас Мальтус |
Англия |
«Опыты о законе народонаселения» - предложил уравнение геометрического (экспоненциального) роста популяции, представил первую математическую модель роста популяции. |
6 этап –19 в. можно по праву назвать веком естествознания. Именно в этот период экология выделилась как самостоятельная наука.
Один из самых крупных представителей науки первой трети 19в. – Жан-Батист Ламарк. (Слайд 6). Вот как писал о нем Осип Мандельштам.
Был старик, застенчивый, как мальчик,
Неуклюжий робкий патриарх.
Кто за честь природы фехтовальщик?
Ну, конечно, пламенный Ламарк.
Календарь становления экологии в 19 веке.
(по К.М. Петрову, с дополнениями)
1802 |
Жан-Батист Ламарк |
Франция |
«Гидрогеология» – заложил основы концепции о биосфере, подложил термин «биология». |
1809 |
Жан-Батист Ламарк |
Франция |
«Философия зоологии» – дал представление о сущности взаимодействий в системе «организм – среда». |
1830 |
Иоганн Вольфганг Гете |
Германия |
«Опыт объяснения метаморфоза растений». Основатель морфологии или «науки об образовании и преобразовании органических тел», работы о росте и развитии растений, о видоизменении листьев под влиянием света, тепла и влаги. |
1836 |
Чарльз Дарвин |
Англия |
Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» – описал экологические наблюдения, которые легли в основу труда «Происхождение видов путем естественного отбора». |
1840 |
Ю. Либих |
Германия |
Сформулировал закон минимума. |
1845 |
Александр Гумбольдт |
Германия |
«Космос» в 5 томах – сформулировал законы географической зональности и вертикальной поясности в распределении растений и животных. |
1859 |
Чарльз Дарвин |
Англия |
«Происхождение видов путем естественного отбора» – привел большой материал о влиянии абиотических и биотических факторов среды на изменчивость организмов. |
1861 |
Иван Михайлович Сеченов |
Россия |
Влияние среды на организм «…организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». |
1866 |
Эрнст Геккель |
Германия |
Предложил понятие «экология». |
1870 |
Г. Спенсер |
Англия |
«Изучение социологии» – заложил основы экологии человека. |
1875 |
Э. Зюсс |
Австрия |
Предложил понятие «биосфера». |
1877 |
К. Мебиус |
Германия |
Предложил понятие «биоценоз». |
1895 |
Е. Варминг |
Дания |
«Экологическая география растений» – впервые использовал термин «экология» по отношению к растениям; предложил понятие «жизненная форма». |
1896 |
У. Хэдсон |
Англия |
Предложил понятие «волны жизни» для описания динамики численности животных |
1898 |
А. Шимпер |
Германия |
«География растений на физиологической основе» – одна из первых работ по экофизиологии |
7 этап – ХХ век – развитие экологии как науки. (Слайд 7).
Примерно с середины 20-го века предмет изучения экологии расширился и трансформировался в связи с усилением воздействия человека на природу. Содержание термина также претерпевает изменения и наполняется социально-политическим и философским смыслом. Экология выросшая из естественных наук преобразуется в социально-естественную науку.