Основы экологического права

Экологам важно развивать навыки мышления, памяти и логики. В ноябре 2019 разработан новый игровой тренажер "Микробиолог". Нестандартные задания + игровая форма = отличный результат.

Узнать детали

Основы экологического права


Источники экологического права

Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Предметом экологического права являются общественные отношения  в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

 

Источниками экологического права, образующими законодательство РФ, являются следующие правовые документы:

 

1.     Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г).

 

Провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей  природной  среды и мерах по ее охране. Одновременно конституция устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

 

2.     Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ.

 

          Затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».

 

3.     Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды. 

 

В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране атмосферного воздуха, об экологической экспертизе, о недрах, об особо охраняемых природных территориях и др.

 

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. В этом законе отражены следующие вопросы:

 

·        общие положения;

 

·        основы управления в области охраны окружающей среды;

 

·        права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций;

 

·        экономическое регулирование;

 

·        нормирование;

 

·        оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза;

 

·        требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

 

·        зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

 

·        природные объекты, находящиеся под особой охраной;

 

·        государственный мониторинг окружающей среды;

 

·        контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

 

·        научные исследования;

 

·        основы формирования экологической культуры;

 

·        ответственность за нарушение законодательства;

 

·        международное сотрудничество;

 

·        заключительные положения.

 

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов мастного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам РФ разрешается разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом местных особенностей (географических, социально-экономических и др.), ограничивать и (или) запрещать хозяйственную деятельность на своих территориях.

 

4.     Нормативные акты министерств и ведомств.

 

Издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

 

5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов).

 

            Дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

 

Государственные органы РФ в области природопользования

 

 и охраны окружающей природной среды

 

Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

 

К государственным органам общей компетенция относятся Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящими в круг их полномочий.

 

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

 

Комплексные органы специальной комптенции выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. указом Президента РФ функции по рационализации природопользования и охране окружающей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ (МПР России), куда вошли Государственная служба охраны окружающей среды и Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности.

 

Главными задачами Министерства природных ресурсов РФ являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.

 

К комплексным органам управления относятся также:

 

·        Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - осуществляет контроль в области санитарной охраны населения через систему территориальных органов;

 

·        Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – обеспечивает контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

 

·        Министерство РФ по делам гражданской обороны,

чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

 

Отраслевые органы специальной компетенции (Роскомзем, Рослесхоз, Росрыболовство, Минсельхоз РФ) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

 

Функциональные органы специальной компетенции осуществляют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов: Росатом (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Ростехнадзор (контроль за использованием недр); Минздравсоцразвития РФ (санитарно-эпидемиологический контроль), МВД РФ (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

 

Кроме того, загрязнение среды и нарушение экологического равновесия способствовало расширению международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы и созданию международных органов управления природопользованием и охраной природы (таб 1.).

 

Таблица 1.

 

Международные природоохранные организации

Название

Сфера деятельности

Организация Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

1.              Руководство межправительственными программами.

 

2.              Учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному наследию.

 

3.              Оказание помощи в развитии экологического образования.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)

1.              Сохранение естественных экосистем.

 

2.              Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы.

 

3.              Организация заповедников, резервов, национальных природных парков.

 

4.              Экологическое просвещение.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

1.              Охрана здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.

 

2.              Организация санитарно-эпидемиологического мониторинга окружающей среды.

 

3.              Проведение санитарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

1.              Разработка правил строительства и эксплуатации АЭС

 

1.              Проведение экспертизы проектируемых и действующих АЭС.

 

2.              Оценка воздействия радиоактивных материалов на окружающую среду.

 

3.              Установка норм радиационной безопасности.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

1.              Решение экологических проблем в сельском хозяйстве.

 

2.              Охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.

Международная морская организация (ИМО)

1.              Разработка международных конвенций об охране моря от загрязнений.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО)

1.               Изучение и обобщение воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам.

 

2.               Глобальный мониторинг.

Экологическая стандартизация

 

Экологическая стандартизация – это установление единых и обязательных экологических норм и правил.

 

Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах. Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха и о качестве вод. Стандарты качества окружающей среды существовали и в странах Восточной Европы. Традиционными стандартами качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод, шума и вибрации, неприятных запахов.

 

В России экологические стандарты содержатся в государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), заводских стандартах и др. документах.

 

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), являющихся подзаконными правовыми актами. Государственный стандарт (ГОСТ) – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.

 

          Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов» (ССОП), введенный в 1977 году. Данная система стандартов состоит из комплекса взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов, и разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

 

ССОП способствует решению таких задач как:

 

·        ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимы концентрации;

 

·        рациональному использованию и охране водотоков, внутренних водоемов и морей в национальных границах РФ, их водных и биологических ресурсов;

 

·        упорядочению землеустроительных работ, охране и рациональному использованию земли, соблюдению оптимальных нормативов отвода земель для нужд строительства промышленности и транспорта;

 

·        сохранению и рациональному использованию биологических ресурсов;

 

·        обеспечению воспроизводства диких животных, поддержанию в благоприятном состоянии условий их обитания;

 

·        сохранению генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов;

 

·        охране природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков, водных объектов и др.);

 

Система стандартов в области охраны природы подразделена на группы и виды (таб. 2-3).

 

Таблица 2.

 

Группы стандартов

Номер группы   

Наименование   

Кодовое наименование

0      

Организационно-методические стандарты ССОП        

основные положения

1      

Стандарты в области охраны и рационального использования вод     

гидросфера

2      

Стандарты в области защиты атмосферы     

атмосфера

3      

Стандарты в области охраны и рационального использования почв   

почвы

4      

Стандарты в области улучшения использования земель

земля

5      

Стандарты в области охраны флоры  

флора

6      

Стандарты в области охраны фауны   

фауна

7      

Стандарты в области охраны и рационального использования недр   

недра

Таблица 3.

 

Виды стандартов

Номер группы   

Наименование

0      

Общие положения

1      

Термины, классификации, определения

2      

Нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов

3      

Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов

4      

Методы определения параметров состояния приходных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия

5      

Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды

6      

Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений

7      

Прочие стандарты

Обозначение того или иного стандарта СООП включает: индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер группы, номер вида, порядковый номер стандарта и год издания (пересмотра).

 

Например, ГОСТ 17.1.3.05-82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.

 

          ГОСТ - категория стандарта (государственный стандарт)

 

          17 - номер системы (по Общесоюзному классификатору стандартов и технических условий)

 

          1 - номер группы (гидросфера, стандарты в области охраны и рационального использования вод)

 

          3 - номер вида (правила охраны и рационального использования природного объекта).

 

          05 - порядковый номер стандарта (№5)

 

          82 - год регистрации стандарта (1982).

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: