Международное сотрудничество по охране окружающей среды. (Международные конференции по охране окружающей среды и международные экологические организации).

Экологам важно развивать навыки мышления, памяти и логики. В ноябре 2019 разработан новый игровой тренажер "Микробиолог". Нестандартные задания + игровая форма = отличный результат.

Узнать детали

Международное сотрудничество по охране окружающей среды. (Международные конференции по охране окружающей среды и международные экологические организации).


Поколение, живущих сегодня людей стало свидетелем драматических событий, которые из­менили природу отношений человека с окружающей его средой. Проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран или регионов - они приобретают глобальный характер. Необходимость их решения в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей среды.

Развитие международного законодательства в области охраны окружаю­щей среды обусловлено проблемами разрастающегося экологического кризиса.

Международное значение глобальных проблем требует поиска конкрет­ных мер для поддержания стабильности экологических систем. Защита окружающей среды от вредных воздействий предполагает два главных направления дея­тельности: первое - контроль (мониторинг), второе - управление (экономи­ческие меры природоохранного регулирования). Осуществление этой деятельности в планетарном масштабе не будет воз­можным без тесного сотрудничества как можно большего числа государств в области охраны окружающей среды.

 Эффективное международное сотрудничество в области охраны окру­жающей среды невозможно без активного участия международных организа­ций. Необходимость такого участия обусловлена некоторыми особенностями экологической проблематики.

Во-первых, современная наука пока не способна ответить на многие во­просы, связанные с механизмом воздействия человека на природу и способа­ми решения возникающих при этом проблем. Требуются обширные и доро­гостоящие исследования, успех которых в немалой степени зависит от нали­чия постоянно действующих глобальных и региональных систем обмена на­учной информацией и экологического мониторинга.

Во-вторых, учитывая, что международные соглашения являются в настоя­щее время одной из основных форм реакции международного сообщества на проблемы окружающей среды, нельзя не признать неудовлетворительной обычную медлительность, проявляемую государствами при их разработке, заключении и ратификации. Думается, что методы традиционной диплома­тии по большей части исчерпали себя применительно к экологической про­блематике и им на смену должны прийти новые нормотворческие механиз­мы, способные адекватно реагировать на стремительные изменения в состоя­нии окружающей среды и уровне научных знаний о природе. Важно также отметить, что исключительно актуальным остается вопрос об осуществлении государствами уже взятых на себя международно-правовых обязательств. В целях повышения действенности природоохранных конвенций необходимо, чтобы, с одной стороны, обязательства участников носили более конкретный характер, а с другой стороны, существовали органы, контролирующие их со­блюдение, наподобие тех, которые созданы в рамках международных согла­шений но нравам человека.

В-третьих, экологические проблемы отличает их тесная, объективно обу­словленная взаимосвязь с проблемами экономического развития, контроля за численностью населения, борьбы с нищетой. Это означает, что принятие мер, направленных на преодоление негативных экологических тенденций, должно осуществляться с учетом социальных, демографических и экономических факторов.

Международные организации, как постоянно действующие структуры, располагающие собственными интеллектуальными, техническими и финан­совыми ресурсами и обладающие определенной политической независимо­стью по отношению к участвующим государствам, представляют собой ин­струмент, наилучшим образом приспособленный для решения тех задач, ко­торые возникают в ходе осуществления международного природоохранного сотрудничества. По этой причине уже к концу б0-х гг. экологические про­блемы оказались в повестке дня ведущих международных организаций, учредительные документы которых, кстати сказать, непосредственно не пре­дусматривали охрану окружающей среды в качестве одного из направлений их деятельности.

В настоящий момент экологическая проблематика включена в сферу инте­ресов таких авторитетных региональных организаций, как Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский союз, Организация американских государств. На глобальном уровне ответствен­ность в данной области взяла на себя Организация Объединенных Наций, превратившись со временем во "всемирный форум по организации междуна­родной деятельности в области окружающей среды". Среди достоинств сис­темы ООН один из авторов выделяет ее всемирный масштаб, сочетание по­литических, социально-экономических и научно-технических направлений в ее деятельности, а также межправительственный характер, позволяющий до­биваться практической реализации решений и дающий возможность мобили­зовать на решение глобальных экологических проблем большое число других международных правительственных и неправительственных организаций, национальных научных учреждений и отдельных выдающихся ученых.

Первая экологическая акция ООН датируется еще 1949 г., когда в Лейк-Саксессе (США) была проведена Международная научно-техническая кон­ференция по охране природы. В 60-е гг. в ООН наметилась тенденция пере­хода от разрозненных, бессистемных мероприятий, связанных с отдельными аспектами природопользования, к более комплексной деятельности, постав­ленной уже на постоянную основу. В этот период экологические проблемы заняли свое место повестке дня многих специализированных учреждений ООН. Так, например. Всемирная организация здравоохранения начала зани­маться вопросами воздействия загрязняющих веществ на здоровье человека, Всемирная метеорологическая организация — влиянием загрязнения атмо­сферы на климат. Организация по вопросам продовольствия и сельского хо­зяйства занялась изучением влияния экологической деградации на производ­ство продовольствия и проблемами чрезмерной эксплуатации рыбных ресур­сов, а ЮНЕСКО взяла на себя ответственность за развитие научных знаний об окружающей среде

Тем не менее поворотным пунктом в природоохранной деятельности ООН можно считать состоявшуюся в 1972 г. в Стокгольме Конференцию ООН по проблемам окружающей человека среды. Именно Стокгольмская конферен­ция заложила основы сбалансированного и комплексного подхода к решению на глобальном уровне всего спектра экологических проблем. Принятые в шведской столице решения придали мощный импульс международному при­родоохранному сотрудничеству, предопределив стремительное развитие международного права окружающей среды и задав новью параметры экологи­ческой деятельности ООН. Кроме того, конференция оказала влияние и на внутреннюю политику многих государств, в национальных приоритетах ко­торых прежде отсутствовали вопросы охраны природы. После Стокгольма в массовом порядке начали разрабатываться государственные экологические программы, а также стали создаваться механизмы для их реализации.

Непосредственным итогом работы конференции явилось принятие в ходе заключительного пленарного заседания солидного числа документов, среди которых особое место занимает Декларация об окружающей человека среде. Некоторые делегаты сравнивали Декларацию по ее значению в истории че­ловечества с Великой хартией вольностей, а представитель Канады охаракте­ризовал этот документ как первый важный шаг на пути к разработке между­народного права окружающей среды. Несколько позже известный француз­ский юрист Кисе отметил, что Декларация может служить базисом для лю­бых будущих действий в области охраны окружающей среды. Время под­твердило справедливость этого замечания. Положения Стокгольмской декла­рации такт или иначе были отражены во многих международных природо­охранных конвенциях, а также в решениях международных организаций и конференций; на них нередко ссылается в ходе своей кодификационной дея­тельности Комиссия международного права. Таким образом, хотя Сток­гольмская декларация и не обладает обязательной юридической силой, при­сущей международному договору, нельзя не согласиться с теми исследовате­лями, кто признает за этим документом статуе источника международного права окружающей среды.

Декларация начинается с тезиса о том, что человек является одновременно и продуктом, и создателем окружающей его среды. Окружающая среда пре­допределяет интеллектуальный, социальный и духовный рост человека. В Декларации подчеркивается, что охрана и улучшение окружающей среды выступают необходимым условием для человеческого благополучия, причем ответственность за осуществление деятельности в этом направлении возлага­ется не только на правительства, но и на отдельных людей.

Вторая часть Стокгольмской декларации представляет собой свод двадца­ти четырех руководящих принципов, которым государства и международные организации должны следовать, предпринимая действия, способные повли­ять на состояние окружающей среды. Первый из этих принципов имеет, по­жалуй, фундаментальное значение, поскольку он устанавливает неразрывную связь между охраной окружающей среды и реализацией основных нрав и свобод человека. Последующие шесть принципов формируют то, что, по вы­ражению одного из авторов, является сердцем Декларации. В них подчер­кивается, что естественные ресурсы, под которыми следует понимать не только нефть и полезные ископаемые, но и воздух, воду, почву, растения и животных, требуют бережного отношения в интересах настоящего и будущих поколений. На человеке лежит особая ответственность за сохранение природного наследия.

Помимо Декларации участники Стокгольмской конференции одобрили План мероприятий в отношении окружающей человека среды — простран­ный документ, содержавший 109 рекомендаций по различным аспектам меж­дународного природоохранного сотрудничества. План не только указывал на необходимость проведения тех или иных мероприятий, но и определял орга­низационные формы их осуществления На основании рекомендаций, со­державшихся в Плане, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1972 г. ЮНЕП — Программу ООН по окружающей среде. Перед Программой была поставлена задача свести воедино и усилить деятельность, начатую еще до Стокгольма некоторыми органами и учреждениями ООН.

Иными словами, речь шла не о создании нового специализированного уч­реждения или существенном расширении компетенции ООН в области охра­ны природы, а о рационализации и повышении эффективности уже сущест­вующих проектов. За ЮНЕП закреплялась каталитическая и координирующая роль, в то время как ответственность за исполнение и финансирование природоохранных проектов возлагалась на Организацию Объединенных На­ций в целом. Как отмечается в докладе ООН, посвященном двадцатилетию Стокгольмской конференции, с появлением ЮНЕП возникла реальная дви­жущая сила, побуждающая большинство органов и учреждений системы ООН не только включать природоохранные элементы в свою деятельность, но и создавать подразделения и департаменты, занимающиеся экологически­ми вопросами.

Общее руководство деятельностью ЮНЕП осуществляется Советом управляющих — органом, который формируется из представителей 58 госу­дарств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на 4 года на основании принципа справедливого географического представительства. Начиная с 1987 г. Совет собирается раз в два года.

В структуру ЮНЕП входят также небольшой секретариат, расположенный в Найроби, и добровольный Фонд окружающей среды, созданный в целях полного или частичного финансирования отдельных экологических проектов в рамках системы ООН. Первоначально одним из элементов структуры ЮНЕП являлся также Совет по координации деятельности в области окру­жающей среды, однако позже его функции взял на себя Административный комитет по координации.

ЮНЕП представляет собой вспомогатель­ный орган ООН, который по своему устройству и характеру приравнивается к международной организации. В пользу подобного утверждения говорит на­личие у ЮНЕП системы постоянно действующих органов, ее определенная организационная и финансовая независимость, способность в отдельных слу­чаях выступать субъектом международных отношений, заключая, например, международные сделки с правительствами, организациями и частными лица­ми или делая заявления от собственного имени.

На своей первой сессии в 1973 г. Совет управляющих очертил круг задач, стоящих перед ЮНЕП. В него вошли: обеспечение более глубоких научных знаний, позволяющих осуществлять комплексное и рациональное управление природными ресурсами; поощрение и поддержка комплексного подхода к планированию и управлению развитием; помощь государствам, особенно развивающимся, в решении их экологических проблем. В соответствии с решением Совета управляющих, принятым в 1959 г., деятельность ЮНЕП охватывает следующие тематические области: защиту атмосферы путем борьбы с изменением климата и глобальным потеплением, разрушением озонового слоя и трансграничным загрязнением воздуха; охрану ресурсов пре­сной воды; защиту океанов; охрану земельных ресурсов путем борьбы с обезлесением и опустыниванием; сохранение биологического разнообразия; экологически безопасное использование биотехнологий; экологически безо­пасное удаление опасных отходов и токсических веществ; охрану здоровья людей и качества жизни от последствии деградации окружающей среды.

В процессе работы над заданными темами ЮНЕП разработала особый ме­тод, получивший название программного метода. Он включает в себя три уровня. Вначале собирается информация об экологических проблемах и предпринимаемых усилиях по их разрешению, выявляются пробелы в знани­ях и недостатки в осуществлении, а также определяются учреждения, кото­рые должны быть привлечены к исправлению положения. Затем определяют­ся цели и стратегии для Программы и разрабатываются конкретные меро­приятия. Этот материал представляется правительствам, международным межправительственным и неправительственным организациям, другим учре­ждениям. Наконец, на заключительном этапе отбираются мероприятия, кото­рые получат поддержку от Фонда окружающей среды.

Краеугольным камнем в деятельности ЮНЕП является сбор и распростра­нение информации, осуществляемые в рамках программы "Глобальная система наблюдения" (Earthwatch). Глобальная система наблюдения была опре­делена в Стокгольме как "динамичный процесс интегрированной оценки ок­ружающей среды, с помощью которой идентифицируются соответствующие экологические проблемы и собираются и оцениваются необходимые данные, дающие основу для информации и понимания проблем в целях эффективного управления окружающей средой. В качестве основного элемента данной программы выступает система глобального экологического мониторинга, ко­торая наподобие зонта охватывает множество мониторинговых сетей на ме­ждународном и национальном уровнях. Программа включает также Между­народный регистр потенциально токсичных веществ, который создан для обеспечения наиболее приемлемого и наименее вредного использования хи­мических веществ, и ИНФОТЕРУА — службу, способствующую междуна­родному обмену наиболее современной экологической информацией по са­мому широкому кругу вопросов. Представляя сведения, необходимые для принятия экологически обоснованных решений, эти проекты особенно по­лезны для тех стран, которые не имеют достаточных средств на проведение собственных научных исследований.

Помимо оценки состояния окружающей среды деятельность ЮНЕП вклю­чает в себя также планирование, проведение международных консультаций, содействие в развитии нрава окружающей среды, помощь в подготовке кад­ров, организация научно-практических конференций и семинаров.  В частности, более пятидесяти государств получили от ЮНЕП помощь в разра­ботке своего природоохранного законодательства, которая выразилась в под­готовке докладов для правительств, рекомендаций и проектов документов. Роль ЮНЕП в развитии международного права окружающей среды будет рассмотрена в другом разделе.

Следует отметить и такое направление в деятельности ЮНЕП, как участие в качестве учреждения-исполнителя в Фонде глобальной окружающей среды, созданном в 1991 г. в соответствии с резолюцией директоров-исполнителей Всемирного банка и на основе соответствующих соглашений между Про­граммой развития ООН, ЮНЕП и Всемирным банком. Фонд обеспечивает развивающимся странам безвозмездное и льготное финансирование экологи­ческих проектов в четырех ключевых областях: изменение климата, биологи­ческое разнообразие, международные воды и истощение озонового слоя. Как организация, которой доверено дело охраны окружающей среды, ЮНЕП претендует на особую стратегическую роль в деятельности Фонда. Оценивая в целом долгий путь, пройденный Программой ООН по окру­жающей среде, нельзя не признать, что, несмотря на ряд сдерживающих фак­торов, таких как скромный объем полномочий, небольшое число сотрудни­ков, ограниченный бюджет и удаленность штаб-квартиры от основных поли­тических и экономических центров, ей удалось добиться впечатляющих ре­зультатов. Тем не менее модель ЮНЕП, основные параметры которой были определены еще в начале 70-х гг., нуждается сегодня в существенной (если не коренной) реорганизации. Принятая Советом управляющих ЮНЕП Найробийская декларация уточнила задачи Программы с учетом новых тенден­ций в международном природоохранном сотрудничестве, наметившихся по­сле Конференции в Рио-де-Жанейро.

Осторожные по своей тональности положения Найробийской декларации не содержат и намека на какие-либо радикальные изменения в структуре и компетенции ЮНЕП. Однако, думается, давно назрела необходимость в соз­дании на базе Программы ООН по окружающей среде полноценной между­народной организации, обладающей статусом специализированного учреж­дения. Эта идея отнюдь не нова: предложения такого рода звучали еще во время подготовки к Стокгольмской конференции. Тогда выдвигался, в част­ности, проект создания в рамках системы ООН "суперагентства" с наднацио­нальными полномочиями" По прошествии времени актуальность подобной идеи лишь возросла. Беспрецедентные по своему масштабу и охвату, совре­менные экологические проблемы требуют такого же беспрецедентного уров­ня координации предпринимаемых государствами действий.

Разумеется, когда речь заходит о преобразовании ЮНЕП во всемирную природоохранную организацию, подразумевается не только повышение пра­вового статуса Программы, но и значительное расширение компетенции. Так, предполагается, что новое учреждение могло бы формулировать примени­тельно к своей проблематике основные принципы, аналогичные тем, которые вырабатывает Всемирная торговая организация (например, статус наи­большего благоприятствования и отсутствие дискриминации или принцип ценообразования с учетом затрат на защиту окружающей среды). Другой функцией создаваемой организации могло бы стать установление и осущест­вление контроля за перераспределением международных квот на использова­ние хозяйственной емкости биосферы. Экспертами высказываются также предложения о том, как обеспечить стабильное и достаточное финансирова­ние деятельности природоохранного агентства. В частности, среди способов получить требуемые средства называются налоги на международные перевозки или на движение денежных средств через государственные границы.

Органы и учреждения системы ООН внесли значительный вклад в форми­рование и динамичное развитие международного нрава окружающей среды. Особая заслуга в этом отношении принадлежит Программе ООН по окру­жающей среде, при непосредственном участии которой были разработаны и заключены многие важнейшие международные конвенции. В качестве при­мера можно привести Вашингтонскую конвенцию о международной торговле видами дикой флоры н фауны, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г. и Рамочную конвенцию ООН об из­менении климата 1992 г. Отдельно следует упомянуть Венскую конвенцию об охране озонового слоя 1985 г. — соглашение, которое некоторые комментаторы расценивают как "значительный дипломатический прорыв", зало­живший основы "новой глобальной дипломатии. Конвенция была подпи­сана менее чем через год после того, как ученым удалось определить сущест­во проблемы. Всего лишь два года спустя эта Рамочная конвенция была до­полнена Монреальским протоколом, содержавшим конкретные обязательства государств по снижению выбросов в атмосферу разрушающих озон веществ. ЮНЕП сыграла лидирующую роль в организации широкомасштабных науч­ных исследований в данной области, а затем и непосредственно в процессе разработки и заключения Венской конвенции.

Определенный вклад в развитие механизма международно-правового регу­лирования охраны окружающей среды внесли также некоторые специализи­рованные учреждения ООН и Международное агентство по атомной энергии. Так, под эгидой ЮНЕСКО были разработаны два важнейших универсальных соглашения: Парижская конвенция об охране всемирного культурного и при­родного наследия и Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение. Международная морская организация участвовала в разработке большинства соглашений в области охраны при­родной среды мирового океана. В их числе — Лондонская конвенция о пре­дотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 и Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. МАГАТЭ, вскоре после аварии на Чернобыльской АЭС, инициировала за­ключение двух конвенций: о раннем уведомлении о ядерном инциденте и об оказании помощи в случае ядерного инцидента.

На региональном уровне заслуживает внимания деятельность Европейской экономической комиссии ООН, которая первой в системе ООН занялась рас­смотрением экологических проблем (первое природоохранное соглашение под эгидой ЕЭК было заключено еще в 1958 г.). К числу наиболее значитель­ных достижений ЕЭК относится Женевская конвенция о трансграничном за­грязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. В области охраны атмо­сферы Конвенция явилась первым юридически обязательным документом, заключенным на широкой региональной основе. Более того, на сегодняшний день Женевская конвенция \'служит одним из редких примеров действенного природоохранного соглашения: с момента вступления в силу в 1983 г. она была расширена путем принятия пяти протоколов, устанавливавших темпы и объемы сокращения государствами-участниками выбросов загрязняющих веществ. В результате, согласно данным на 1994 г., осуществление Конвен­ции оказало значительное воздействие на общее уменьшение выбросов серы и на стабилизацию выбросов оксидов азота в регионе ЕЭК. Под эгидой ЕЭК были разработаны и другие важные для европейского региона соглашения, такие как, например. Конвенция об оценке воздействия на окружающую сре­ду в трансграничном контексте.

В 1994 г. Комиссия международного права завершила работу над проектом статей по праву ненавиганионных видов использования международных во­дотоков (речь идет, по сути, об использовании вод международных рек в ка­честве природного ресурса). На основании этого проекта под эгидой ООН в 1997 г. была заключена соответствующая универсальная конвенция. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения оказывают влияние на развитие международного права окружающей среды и таким традиционным для международных организаций способом, как приня­тие собственных решений, юридически не обязательных для государств-участников. В частности, ряд важных резолюций природоохранного значения был принят Генеральной Ассамблеей. Особое место среди них занимает Все­мирная хартия природы (резолюция 37/7 от 28 октября 1982 г.) Данный до­кумент представляет собой свод, принципов, которыми государства, а также неправительственные учреждения и отдельные лица должны руководство­ваться в ходе осуществления любой деятельности, способной оказать воздей­ствие на окружающую среду. Положения Хартии впоследствии были закреп­лены в некоторых международных соглашениях и законодательстве ряда государств .

Решения в области охраны окружающей среды, помимо Генеральной Ас­самблеи, принимаются также некоторыми специализированными учрежде­ниями ООН (например. Международной организацией гражданской авиации) и, разумеется. Программой ООН по окружающей среде. Так, ЮНЕП были разработаны руководящие принципы, касающиеся управления разделяемыми природными ресурсами (1978), загрязнения морей с наземных источников (1985), опасных отходов (1987).

В целом решения международных организаций, в том числе и органов и учреждений ООН, образуют достаточно специфическую группу источников международного экологического права, которую принято называть "мягким правом". Конечно, вследствие своего рекомендательного характера эти доку­менты не являются "правом" в строгом смысле слова. Тем не менее, форму­лируя цели и стандарты, они определяют направления последующего разви­тия договорного и общего права. Преимуществом данной категории источ­ников является то, что они способны более оперативно по сравнению с тра­диционной дипломатией реагировать на стремительные изменения в научных представлениях о состоянии окружающей среды. Кроме того, выступая в ка­честве самостоятельного субъекта права, международные организации в сво­их решениях отражают скорее интересы окружающей среды, чем интересы отдельных государств, на позицию которых нередко влияют политические и экономические факторы. Реальная угроза глобального экологического кризиса требует существен­ной реорганизации механизма международно-правового регулирования ох­раны окружающей среды. На сегодняшний день его основной элемент со­ставляют международные соглашения. Несмотря на некоторые обнадежи­вающие тенденции, наметившиеся в договорном процессе, важно иметь в ви­ду, что исключительно традиционная дипломатия по сути своей не способна обеспечить адекватное регулирование всего сложнейшего комплекса эколо­гических проблем. Определенную альтернативу договорам представляют решения международных организаций, однако, в подавляющем большинстве случаев государства не обязаны их соблюдать. В настоящее время необходимо соз­дать в рамках ООН орган, полномочный принимать акты, юридически обяза­тельные для всех государств-участников.устя двадцать лет после Стокгольма, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Форум со­брал рекордное число участников: 179 государств направили в Бразилию в общей сложности 8 тыс. делегатов. В его работе приняли участие также 3 тыс. представителей неправительственных международных организаций. Знаменательно, что параллельно с межправительственный конференцией в пригороде Рио-де-Жанейро прошел Глобальный форум, который посетили более 20 тыс. частных лиц. Значение, которое высокопоставленные чинов­ники и рядовые представители общественности, собравшиеся в Рио-де-Жанейро, придавали решению экологических проблем, проявилось в девизе конференции: "Наш последний шанс спасти планету".Одним из результатов работы конференций явилось принятие Декларации по окружающей среде и развитию и амбициозной программы действий под названием "Повестка дня на XXI век". Декларация представляет собой свод 27 принципов, которые во многом перекликаются с положениями Сток­гольмской предшественницы. В то же время в Декларации Рио-де-Жанейро нашли отражение кардинальные изменения, произошедшие в мире в 80-е гг.

На конференции в Рио-де-Жанейро были также открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения: Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии. Конвенции направле­ны соответственно на достижение стабилизации содержания в атмосфере парниковых газов и обеспечение устойчивого использования генетических ресурсов планеты. Оба документа, хотя и имеют огромное значение, состав­ляют лишь фундамент для последующего развития правового регулирования в данных областях. Предполагается, что для реализации целей, определенных в конвенциях, государства должны разрабатывать национальные планы, при­нимать соответствующие законы и заключать международные соглашения, уточняя тем самым обязательства, взятые на себя в Рио.

Как и документы, одобренные в Стокгольме, решения конференции в Рио-де-Жанейро (прежде всего, план мероприятий "Повестка дня на XXI век") имели определенные организационные последствия, главным из которых стало создание Комиссии по устойчивому развитию (КУР) КУР является вспомогательным органом ЭКОСОС, призванным поощрять и анализировать прогресс в осуществлении "Повестки дня на XXI век" на национальном, ре­гиональном и глобальном уровнях и содействовать комплексному и рацио­нальному регулированию развития и охраны окружающей среды. Многие авторы расценивают учреждение КУР как едва ли не самый значительный итог конференции в Рио, однако, думается, подобные оценки несколько пре­увеличены. Дело в том, что ее полномочия носят весьма скромный Характер. В компетенцию Комиссии не входит принятие каких-либо юридически обя­зательных решений. Более того, государства не обязаны, а лишь вправе пре­доставлять КУР свои доклады, что существенно ограничивает ее надзорные функции. Таким образом. Комиссия является чем-то вроде дискуссионного клуба, основная задача которого состоит в мобилизации политической воли государств. Вряд ли на современном этапе можно считать большой победой создание еще одной бюрократической структуры, имеющей перед собой на­полеоновские планы, но не обладающей какими-либо властными рычагами.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: