Другие инструменты экологической политики.

Экологам важно развивать навыки мышления, памяти и логики. В ноябре 2019 разработан новый игровой тренажер "Микробиолог". Нестандартные задания + игровая форма = отличный результат.

Узнать детали

Другие инструменты экологической политики.


Среди других инструментов проведения экологической политики можно назвать «Экологический мониторинг», «Оценку экологического риска» и «Экологический аудит».

Экологический мониторинг должен проводиться всегда независимо от стадии планирования хозяйственной деятельности. Даже если на территории нет хозяйственной деятельности как таковой, экологический мониторинг проводится для получения «фоновых» данных о состоянии окружающей среды и экосистем территории. Разработка системы экологического мониторинга является обязательной для проектов деятельности, изменяющих окружающую среду.

Оценку экологического риска обычно проводят на предпроектной стадии планирования. Экологический риск это вероятность появления неблагоприятных для экосистемы условий среды, приводящих к нарушению ее функционирования или к исчезновению. Экологический риск может возникнуть как при естественном изменении природных условий (например, глобальное изменение климата), так и при антропогенном. Обычно расчет экологического риска включается в раздел ОВОС.

Экологический аудит (ГОСТ Р ИСО 14011), это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных, с тем чтобы определить, соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности, события, условия, системы административного управления или информация об этих объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту.

Вообще же «Экологический аудит» это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. В него включается проверка состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства РФ. Аудит проводиться для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и предотвращения конфликтов с экологическим законодательством.

Экологический аудит имеет ряд преимуществ. Во-первых, это превентивное предупреждение штрафов и наказаний (так как соблюдается законодательство). Во-вторых, улучшение репутации в глазах общества, повышение ответственности и осведомленности персонала в вопросах экологической политики. В третьих, это снижение затрат (так например, в сфере энерго- и водопотребления и уменьшения количества отходов), улучшение качества в целом.

Экологический аудит представляет собой упреждающий метод, применение которого дает возможность организациям не только соблюдать законодательство, но также определить проблемы, принять меры, оценить насколько соблюдаются экологические обязательства, стать более квалифицированным в вопросах экологии, создать базу данных для будущих (корректирующих) действий и повысить конкурентоспособность.

 

В конечном счете критериеми проведение правильной экологической политики должны быть: разумное повышение благосостояния народа и сохраненная для будущих поколений природно-экологическая среда.

 

Эффективное использование инструментов экологической политики невозможно без дополнения их экономическими инструментами. В конечном итоге правильная реализация СОВОС, ОВОС, Экологической экспертизы, Экологического мониторинга и аудита, должно привести к запуску экономического механизма рационального природопользования.

Каковы элементы этого механизма. Во-первых, это налог за загрязнение окружающей среды, который должен учитывать внешние издержки хозяйственной деятельности. Он выплачивается предприятием загрязнителем и равен предельным внешним издержкам, которые несут те, кто подвергается внешним последствиям загрязнений от данного предприятия. Таким образом, предприятие-загрязнитель оказывается информированным о полных общественных (региональных или глобальных) издержках его функционирования, а жертва загрязнения получает справедливое возмещение за нанесенный ущерб. Во-вторых, платежи за загрязнение окружающей природной среды - платежи для обеспечения финансовых поступлений в бюджет. Цель этих платежей изъять от предприятия-загрязнителя стоимость экологического ущерба, нанесенного им обществу в результате загрязнения окружающей среды. Обычно такие платежи по величине превосходит расходы на удовлетворение законодательных нормативов загрязнения.

Эффективность таких платежей основывается на следующих положениях: 1) индивидуальные интересы определяют поведение человека, 2) цены действуют в качестве сигналов, управляющих поведением человека и 3) компромиссы между поведением и ценами - или решения на основе анализа издержек и выгод - могут быть достигнуты путем должного управления ценами.

Исходя из этих допущений можно, в принципе, реализовать оптимальное распределение (закрепление) ресурсов в рамках так называемого, но никогда не наблюдаемого в действительности «свободного» рынка.

Для это нужно выполнить три условия, связанные с окружающей средой. Первое - бывшие до сих пор бесплатными блага («товары»), такие как атмосферный воздух, вода и, частично, земли, становятся дефицитными. Второе – «рынок» не может определить для них цен, так как они, в значительной степени, являются «товарами» с общественной собственностью, т.е. издержки поддержания качества окружающей среды очень трудно поделить среди затрагиваемых загрязнением участников, хотя выгоды от улучшения окружающей среды вполне хорошо распределяются между ними. Третье для определения экологических издержек требуется вмешательство государства.

Следовательно, конечная цель введения налогов за загрязнение в экономическом плане - скорректировать неэффективность рынка в том, что касается окружающей среды - этого общественного "товара", ценность (стоимость) которого не отражена в покупательной цене загрязняющего "товара" или процесса. Поэтому источник загрязнения облагается налогом таким образом, чтобы цена товара или процесса, который создает загрязнение, отражала истинные издержки.

Загрязняющий окружающую среду участник экономической деятельности, чтобы сэкономить деньги, будет рассматривать возможность избежать уплаты налога. Прибыли и собственные финансовые интересы будут выступать в качестве мотивирующего фактора для снижения загрязнения. В тех случаях, когда ущерб, нанесенный выбросами загрязняющего вещества, такого как двуокись углерода, не может быть должным образом определен, приходится устанавливать некоторые размеры расходов на уменьшение выбросов или выбирать приблизительно размер налога. Однако размер налога должен быть достаточно большими, чтобы создавать стимул избегать загрязнения окружающей среды и в то же время не слишком большими, чтобы серьезно не пострадали экономика или рабочие этого предприятия.

Выработка рыночных инструментов (методов) уменьшения загрязнения окружающей среды является весьма сложным делом, требующим тщательного внимания к учету множества деталей, консультаций с общественностью и поддержки со стороны промышленности и профсоюзов.

Одним из примеров такого метода можно назвать – «платежи или налоги за неэкологичную продукцию». Цель таких платежей - создать условия для снижения потребления вредной для окружающей среды продукции. Налоги и/или платежи налагаются за продукцию, вызывающую экологические проблемы, при ее использовании в производственных процессах, потреблении и удалении в виде отходов из-за ее значительных объемов, токсичности и т.д. Например, батарейки, использованные автомобильные шины, упаковка (пластиковые пакеты).

Общей чертой большинства платежей за неэкологичную продукцию является отсутствие у них достаточной стимулирующей силы. Административная эффективность таких платежей довольно высока, если они практически увязаны с уже существующей налогово-акцизной системой.

Еще одним инструментом является использование принцип – «загрязнитель платит». В соответствии с этим принципом расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем. Этот принцип не учитывает возможности того, что пользование ресурсом может принести положительную выгоду для общества, не выраженную в ценностном выражении, и даже увеличить разнообразие видов пользования ресурсом в будущем. В этом случае на первое место выходит не проблема загрязнения окружающей среды, а принятие мер, которые бы изменили к лучшему состояние ландшафта и ценности биоразнообразия, а также способствовали росту экологических услуг.

Соображения экономической эффективности диктуют необходимость того, чтобы хозяева экологических систем несли расходы на поддержание экологических функций и услуг, а также их наследственной/наследуемой, отложенной ценности и ценности их существования.

Таким образом, возникает потребность в применении принципа выплаты компенсации владельцем ресурсов, согласно которому те, в чьем владении находятся высококачественные участки окружающей среды должны компенсировать ресурсопользователям текущие расходы на поддержание экофункций, экоуслуг и показателей, которые не приносят рыночной выгоды и не нужны всему населению.

Принцип загрязнитель платит был введен Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1972 г. и впервые одобрен в международном масштабе. В экономическом плане он означает, что цена товара или услуги должна включать, помимо прямых издержек производства (себестоимости), стоимость вовлеченных экологических ресурсов.

Таким образом, «использование» водных бассейнов, атмосферного воздуха и почвы для выбросов в них загрязняющих веществ или хранения отходов представляет собой использование ресурсов, точно также, когда речь идет о «традиционных» факторов производства.

В соответствии с этим принципом внешние издержки деятельности предприятия должны быть учтены в цене продукции (интернализованы) и платежи должны поступать непосредственно от самих производителей без помощи государства.

Принцип загрязнитель платит используется для распределения расходов на предотвращение и очистку загрязнений для стимулирования рационального использования дефицитных экологических ресурсов и для того, чтобы избежать искажений в торговле и капиталовложениях.

В некоторых случаях, Государство, используя свои полномочия, может скомпенсировать внешние эффекты при меньших контрактных расходах (включающих расходы на получение информации, координацию, торги и переговоры, соблюдение и зашита условий контракта), чем свободный рынок.

 

К сожалению экономических инструменты и механизмы не во всех случаях могут работать эффективно. В этом случае вступают в действие социально – нравственные механизмы. Таковыми являются «Показатели устойчивого развития».

Считается, что устойчивое развитие должно привести к достижению трех основных целей (трех "Э") - экологической целостности, экоэффективности экономической деятельности и экосправедливости. В связи с этим выделяют три вида показателей - экологические, экономические и социальные.

В последнее время активизировалась работа по разработке индикаторов устойчивого развития, которые бы увязали качество окружающей среды с экономическим и социальным развитием. Один из подходов состоит в распространении экологических индикаторов, которые построены в виде системы «нагрузка – состояние - ответная реакции экосистем».

Несмотря ни на что человечество продолжает совершенствовать эти показатели. Предложены пять основных принципов (направлений) «экономики замкнутого цикла или промышленной политики для достижения устойчивого развития». Первый принцип- сокращение (экономия энергии и сырья) энерго- и материалоемкости. Второй - замещение невозобновимых ресурсов возобновимыми. Третий - извлечение (восстановление) полезных компонентов из переработанного сырья. Четвертый - рециркуляция отходов. Пятый - повторное использование продукции и/или ее элементов.

 

Вообще, для определения общего направления хозяйственной деятельности для устойчивого развития была предложена «Формула физического воздействия человека на окружающую» среду IPAT (произносится \'eye-pat\') -  I = P * A * T, по начальным буквам английских слов Impact (воздействие), Роpulation (население), Affluence (изобилие, благополучие) и Technology (тeхнология). Эта формула была предложена американскими экологом П. Эрлихом и физиком Дж. Холдреном. Она определяет, по их мнению, степень экологической ответственности людей и стран. Так, бедные страны, определяющие 90% прироста населения планеты, должны принимать меры по уменьшению Р. Богатые страны и потребители должны уменьшать А. Многие страны переходного периода, имеющими загрязняющие заводы, предприятия, автомобили, здания и т.п., должны сконцентрировать внимание на уменьшении Т.

 

 


[1] Воздействие понимается как единовременный или периодический акт, либо постоянный процесс привноса или изъятия по отношению к окружающей среде любой материальной субстанции.

[2] Изменение принимается как перемена (обратимая или необратимая) в средообразующих компонентах или их сочетаниях в результате оказанных воздействий.

[3] Последствие понимается как осознаваемое субъектом (человеком или определенной социальной группой) изменение в окружающей среде, приводящее к изменению условий жизни этого субъекта или состоянию экосистемы.

[4] Процедура понимается как последовательность организационно и логически взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС являются неотъемлемой и обязательной частью процесса проектирования на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны быть представлены на государственную экспертизу, в том числе государственную экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной документации.

[5] «Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации». от 18.06 1994 г. N 222.

[6] Например, обоснование природной необходимости, социально-экономической эффективности и экологической безопасности проведения мелиорации. Методика разработана на кафедре Мелиорации МГУП проф. Шабановым В.В.

[7] Например, прогноз водного режима на больших территориях. Методика и пакет прикладных программ разработан на кафедре Мелиорации земель МГУП проф. Головановым А.И.

[8] Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

[9] Нравственное природопользование это такое взаимоотношение человека и природы, при котором человеку не стыдно за свои действия. Человек с больной совестью не должен влиять на природу.

[10] Глава I. Общие положения (ст. 1-4) и Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 5-9)

[11] Глава IV. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза (ст. 19-25).

[12] Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698

[13] Смотри главу 1 учебника.

[14] Приказ от 28 сентября 1995 г. N 392 «Об утверждении единой формы заключения государственной Экологической экспертизы».

[15] По-видимому, это обстоятельство может явиться дополнительным стимулом к изучению экологии, природопользования и природообустройства.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: