Техногенные чрезвычайные ситуации

Техногенные чрезвычайные ситуации


Техногенные чрезвычайные ситуации есть непосредственное следствие деятельности человека; они подразделяются на аварии и катастрофы.

Авария это чрезвычайное событие, которое возникает по конструктивным, производственным, технологическим и эксплуатационным причинам, а также в результате случайных внешних воздействий. Оно заключается в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств и сооружений.

Техногенная катастрофа крупномасштабная авария, которая повлекла за собой многочисленные человеческие жертвы, большой материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Аварии и техногенные катастрофы подразделяют на следующие группы: 1) на химически опасных объектах; 2) на радиационно-опасных объектах; 3) на биологически опасных объектах; 4) на пожарно-взрывоопасных объектах; 5) на гидродинамических объектах.

Аварии и техногенные катастрофы возникают внезапно и хотя, как правило, имеют локальный характер, их экологические последствия могут иметь региональный и даже глобальный масштаб. При этом наибольшую опасность имеют аварии и катастрофы на радиационных объектах (АЭС, предприятия по переработке ядерного топлива и др.), химических предприятиях, нефте- и газопроводах, морском и железнодорожном транспорте, плотинах водохранилищ и др.

Крупнейшая в XX в. техногенная катастрофа произошла в апреле 1986 г. на Чернобыльской АЭС (Украина). При этом общее число пострадавших превысило 9 млн. человек, 29 погибло от острой лучевой болезни. Общая площадь радиоактивного загрязнения по изолинии 0,2 мР/ч (что более чем в 10 раз больше нормы) составила уже в первые дни аварии около 0,2 млн. км2. Она охватила многие районы Украины, Белоруссии, а также ряд областей России. Некоторые эксперты считают, что Чернобыльская катастрофа явилась одной из причин распада Советского Союза.

Примером крупномасштабной катастрофы на химическом предприятии являются трагические события в г. Бхопал (Индия, 1984 г.). На фабрике по производству пестицидов, владельцем которой являлась американская компания «Юнион Карбайд», произошла утечка более 30 т ядовитой смеси фосгена и метилизоцианата. В результате погибли 3 тыс. человек, около 20 тыс. ослепли и у 200 тыс. человек впоследствии обнаружены серьезные поражения головного мозга, параличи и т.д. У многих детей, появившихся на свет после катастрофы, имелись уродства.

Огромную экологическую опасность несут аварии и катастрофы судов, вызывающие нефтяное загрязнение Мирового океана. Так, в марте 1978 г. у берегов Франции затонул супертанкер «Амоко Надис», при этом пролилось 230 тыс. т нефти, образовав гигантское нефтяное пятно. Погибли сотни тысяч морских птиц и других животных. Известно, что 1 т нефти способна образовать пленку около 10 км2. В результате резко ухудшается процесс газообмена между атмосферой и толщами Мирового океана.

В России в результате чрезвычайных ситуаций локального характера, в том числе пожаров и дорожно-транспортных происшествий, ежегодно погибает более 50 тыс. человек и получают травмы более 250 тыс. человек. В перспективе, как считают специалисты Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, в нашей стране можно ожидать обострения обстановки в сфере техногенной опасности. Ныне риск ЧС от старения производственных фондов и технологий в какой-то мере компенсируется спадом промышленного производства. Однако при подъеме экономики фактор стареющих технологий и оборудования может стать определяющим в росте числа чрезвычайных ситуаций.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: