Экономические аспекты охраны природы

Экологам важно развивать навыки мышления, памяти и логики. В ноябре 2019 разработан новый игровой тренажер "Микробиолог". Нестандартные задания + игровая форма = отличный результат.

Узнать детали

Экономические аспекты охраны природы


Использование природных ресурсов  с экономической точки зрения включает в первую очередь планирование и финансирование природоохранных мероприятий. Необходимо также льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности. Определяются лимиты на пользование природными ресурсами, устанавливаются предельные нормы на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов. Взимаются налоги и другие платежи за пользование природными богатствами. Взимается плата за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Тем самым, возмещается вред, причиненный окружающей среде и здоровью населения.

Планирование природоохранных мероприятий осуществляется с учетом государственных программ и требований природоохранного законодательства. 

Финансирование экологических программ и мероприятий  по охране природы производится за счет республиканского и местного бюджетов. Могут быть денежные поступления от банков (в виде кредитов), юридических лиц, общественных организаций, населения и других источников.

Для финансирования неотложных природоохранных мероприятий создаются республиканские, областные, городские внебюджетные фонды охраны природы. Внебюджетные фонды охраны природы образуются за счет:

-    средств, поступающих от юридических и физических лиц;

-          платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

-          платы за размещение отходов;

-          штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов;

-          добровольных взносов юридических лиц;

-          пожертвований граждан и других поступлений;

-          долевого участия природопользователей в финансировании природоохранных работ;

-          доходов от проведения денежно-вещевых лотерей.

Средства указанных фондов расходуются на внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, развитие экологического воспитания и образования и другие нужды, связанные с охраной окружающей среды.

Лимиты на пользование природными ресурсами представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного типа пользования природных ресурсов, загрязняющих веществ, размещения отходов.

Оплата природных ресурсов включают два вида платежей:

1.       платежи за пользование природными ресурсами;

2.       платежи за выбросы загрязняющих веществ и плату за размещение отходов.

Порядок уплаты налога за пользование природными ресурсами, выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду определяется законом РБ «О налоге за пользование природными ресурсами». За размещение  отходов  сверх  установленных   лимитов   плата  взимается  в  5-кратном размере. С 1995 года   за превышение установленных объемов добычи природных  ресурсов  налог взимается  в 10-кратном  размере, а за выбросы загрязняющих веществ сверх установленной нормы -  в 15-кратном.  По данным Минприроды Республики Беларусь, экологический налог в среднем по республике составляет 1,0-1,5% себестоимости продукции предприятий.

Экономический механизм природопользования  представлен, в первую очередь, формами и методами экономического  стимулирования. Оно направлено на создании у природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер по охране природы. Экономическое стимулирование осуществляется методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности.

Позитивные меры экономического стимулирования представлены в виде следующих элементов:

            а) формирование источников финансирования и стимулирования природоохранных мероприятий;

            б)  установление льготного кредитования объектов природоохранного назначения;

            в) предоставление в распоряжение предприятий всей  прибыли от экономии природных ресурсов и утилизации отходов;

            г) совершенствование ценообразования (более полное отражение в ценах  нормативных затрат на охрану окружающей среды, установление выгодных цен на отходы);

            д)  освобождение на некоторый срок от обязательных платежей;

            е) компенсационные выплаты предприятиям при улучшении природоохранных показателей;

            ж) создание специализированных предприятий по переработке отходов, прямых длительных хозяйственных связей между различными предприятиями  по использованию отходов производства;

            з) включение показателей природоохранной деятельности в перечень фондообразующих показателей предприятий и подразделений предприятий;

            и) совершенствование системы материального стимулирования работников предприятий.

Важное место среди методов негативной мотивации занимают:

-          платежи за потребление природных ресурсов (нормативное и сверхнормативное);

-          платежи за загрязнение окружающей среды (нормативное и сверхнормативное);

-          штрафы за нарушение норм и правил  рационального природопользования;

-          возмещение нанесенного ущерба государству и другим природопользователям;

-          прямое воздействие на фонды экономического стимулирования предприятий (установлением специальных фондообразующих или фондокорректирующих показателей, отражающих качество природоохранной работы).

Экономические санкции могут, в лучшем случае, обеспечить выполнение нормативов, но не улучшение их и  не выявление резервов. Они сокращают  финансовые возможности предприятий. Осуществление многих природоохранных мероприятий не является экономически выгодными для предприятий.  Поэтому для производства и природоохранной деятельности предприятий  предпочтительны позитивные  методы экономического стимулирования.

В зарубежных странах применяются две разновидности экономических методов регулирования экологической сферы – ценовое регулирование и собственно рыночные механизмы. В ведущих странах Запада ценовое экологическое регулирование представлено следующим образом:

1. Платежи за загрязнение окружающей среды – это выплата предприятиями-природопользователями определенных сумм в государственный бюджет за сброс сточных вод в водоемы, выбросы в атмосферу, складирование твердых отходов. Уровень платежей относительно невысок для непосредственного воздействия на природопользователей. Высокие ставки экологических платежей предприятий отрицательно влияют на расширенное воспроизводство хозяйства страны. Эти платежи не нашли широкого применения в зарубежных странах.

2. Платежи за пользование  муниципальными очистными сооружениями: это плата за услуги местных органов власти. Применяются как единые, так и индивидуальные тарифы платежей в зависимости от объемов и состава загрязняющих веществ, переданных на очистные сооружения и мусороперерабатывающие заводы.

3. Ресурсные платежи: плата за право пользования природными ресурсами, их воспроизводство и охрану. Для исчерпаемых ресурсов применяется три вида платежей:

а)  налог на объем продаж. Этот налог способствует снижению темпов извлечения  ресурса на ранних  этапах, так как приводит к повышению цен на данный ресурс;

б) налог на прибыли или рентный, который способствует снижению темпов извлечения ресурсов;

в) ройялти – выплата компаниями правительству определенного процента стоимости извлеченного ресурса.

4. Экологический налог в ценах на продукцию: надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду. Так, в Гейдельберге (Германия) предложено ввести такой налог на алюминиевую фольгу, пестициды, синтетические моющие средства, бензин и т.п.

5. Дифференциация налогов на прибыль: применение льготных налогов для предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию. Данный вид платежей во многих странах используется для стимулирования производства и потребления бессвинцового бензина.

6. Субсидии – это государственная помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий. Эта помощь осуществляется в виде:

а) грантов – безвозмездной финансовой помощи государства  предприятию для реализации проекта по значительному снижению загрязнения окружающей среды;

б) низкопроцентных кредитов предприятиям на осуществление  экологизации производства;

в) налоговых льгот (например, снижение налога на транспортные средства, использующие «незагрязняющие» виды топлива; налоговые скидки на ускоренную амортизацию природоохранного оборудования).

7.  Экологическое страхование – это страховые взносы   предприятий  за нанесение экономического ущерба другим производителям  и частным лицам по причине аварийных и внезапных загрязнений окружающей среды. В некоторых странах, например, в Бельгии, Нидерландах существует обязательное экологическое страхование, осуществляемое частными компаниями. Целью экологического страхования является компенсация ущерба, причиняемого окружающей среде, и экономическое стимулирование предотвращения аварий, в результате которых этот ущерб образуется.

В целом в развитых странах мира находят применение более 150 различных методов экономического стимулирования, из которых свыше 50% составляют различные платежи, около 30% - субсидии, 20% приходится на другие виды экономических стимулов. Усложнение экономических стимулов ведет к росту производственных затрат и к снижению экологических результатов, т.к. реализуя принцип «загрязняй, но плати», предприятия могут ухудшить состояние природной среды. Поэтому получили распространение рыночные механизмы регулирования экологической сферой.

В 70-80 годах ХХ века сформировался особый рынок разрешений на загрязнение. Рынком разрешений на выбросы называют конкурентную систему распределения прав на выбросы посредством купли-продажи лицензий после их распределения между участниками рынка. Схематически формирование «рынка загрязнений» можно представить следующим образом. Первоначально органы природоохраны определяют допустимые масштабы воздействия на природу, распределяют лицензии на выбросы между заинтересованными сторонами, затем предоставляют предпринимателям полную свободу перераспределять, перепродавать свои лицензии. Органы управления следят за эквивалентностью сделок, а также способствуют созданию рыночной инфраструктуры (т.е. организаций, обеспечивающих закрепление прав собственности,  и реализацию этих прав путем выдачи лицензий или сертификатов собственности). В их компетенцию входит осуществление контроля за деятельностью экологических банков и бирж, обеспечение сделок по торговле правами на выбросы.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: