Происхождение человека.

Экологам важно развивать навыки мышления, памяти и логики. В ноябре 2019 разработан новый игровой тренажер "Микробиолог". Нестандартные задания + игровая форма = отличный результат.

Узнать детали

Происхождение человека.


Данные палеонтологических исследований свидетельствуют в пользу гипотезы о происхождении человека от обезьяноподобных существ африканского континента. Этот процесс происходил в течение нескольких миллионов лет до нашей эры, начиная с австралопитеков и до современного человека.

Человек современного вида сформировался ~ 40000 лет тому назад. Бóльшую часть времени существования современного человека охватывает первая из созданных им культур – культура верхнего палеолита (~ 20000 лет назад). В то время экономической основой жизни человеческого общества была охота на крупных животных.

Эта культура закончилась экологическим кризисом, охватившим громадные территории, и связанным с уничтожением охотниками животных.

Для биосферы это явление необычно, т.к. нарушилась естественная биологическая регулировка численности популяций животных. Истребление крупных животных привело к сокращению численности населения в ряде районов вплоть до появления скотоводства и земледелия, что произошло ~ 10000 лет назад в эпоху неолита.

Таким образом, период в течение которого человек производил потребляемую им пищу, составляет ~ 25 % общей продолжительности его существования. Еще гораздо короче время развития технической цивилизации (доли % от истории человечества), и время существования научно-технической революции (НТР), не превосходящее сотых долей %.

Происхождение и развитие человека связано с действием особых экологических факторов, которые привели к качественному отличию его от всех животных. На эволюцию человека огромное влияние оказывало изменение климата. Так, например, одной из причин быстрого развития центральной нервной системы (ЦНС), возможно явилось критическое положение, в котором оказались предки человека в тропиках, когда в плиоцене и плейстоцене наступило похолодание. При этом начали исчезать леса, а с ними и пища, возрастала беззащитность от неблагоприятных условий среды и врагов. Бóльшее выживание могли обеспечить сравнительно развитый головной мозг и способность к прямохождению, освободившая две конечности (руки), что имело место у преавстралопитеков.

Повышение умственных способностей расширяло использование различных предметов в качестве оружия и орудий труда, а также способствовало коллективным действиям при самозащите и нападении. Коллективизм стимулировал развитие социальных элементов, а с ними нравственных понятий, определяющих поведение индивидуума в коллективе.

Наступление и отступление ледников в период всей истории определяло колебания климата на огромных территориях. Это ставило новые задачи перед человечеством и ускоряло его эволюцию. Последний большой этап в развитии человечества был пройден во время вюрмского оледенения (~ 40000 лет назад), когда сформировался современный человек.

На развитие умственных способностей человека влияли также несовершенство орудий охоты и труда, а также опасности, возникающие при нападении на крупных животных. Иначе - чем примитивнее орудие, тем в большей степени их недостатки восполнялись умственными способностями, которые закреплялись путем естественного отбора в развитии головного мозга.

Исходя из этой концепции, можно предположить, что эволюция человека ускорялась в районах, где охота на крупных животных была главным источником его питания. Это имело место в безлесных областях, примыкавших к ледяным покровам в ледниковые эпохи, т.е. в умеренных широтах.

Возникновение современного человека могло произойти в экологических условиях, предъявлявших очень высокие требования к его умственной деятельности как для успешной борьбы с крупными опасными животными, так и для победы в конкуренции с родственными приматами.

Прогресс материальной культуры человека происходил быстрее в тех районах Земли где природные условия не обеспечивали его растительной пищей и требовали продолжения охоты на крупных животных. Если человек оказывался в зоне с легкодоступными съедобными растениями и животными, то развитие культуры замедлялось и, возможно, утрачивались ранее достигнутые уровни развития.

Рассмотренные процессы происходили неравномерно во времени и пространстве; при этом, если условия среды создавали большую нагрузку для человеческого общества, имел место высокий уровень использования потенциальных умственных способностей человека. При благоприятных условиях внешней среды этот уровень значительно снижался.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: